Блог

Заезд на участок: как обустроить и не нарушить нормы

2021-10-14 09:30

Важные особенности заезда на участок

Заезд на участок — это специально отведённая территория, где владелец частного дома может припарковать свой автомобиль. Эта зона обладает своими особенностями:
  • Покрытие должно быть чистым, чтобы не испачкать колёса глиной, песком, землёй и так далее.
  • Важно, чтобы к дому можно было удобно подъехать. Не стоит хранить здесь стройматериалы или другие конструкции, а тем более размещать капитальные объекты, которые могут помешать проезду автомобиля.
  • Площадка имеет определённые размеры. Согласно правилам пожарной безопасности, необходимо спланировать заезд так, чтобы машина пожарной охраны могла на нём разместиться. Минимальные габариты площадки соответствуют размерам большинства легковых автомобилей.
  • Кроме того, следует предусмотреть дополнительное пространство по ширине и длине для удобного выхода из автомобиля без риска повредить его или предметы вокруг. Важно обеспечить лёгкий доступ к машине на случай, если владельцу или его семье понадобится покинуть участок.
  • Парковка на участке не входит в площадь гаража. Если в доме живёт много людей, у каждого из которых есть личный автомобиль, то лучше предусмотреть автостоянку с запасом свободного пространства. Так членам семьи будет проще разъехаться, и риск повредить чужие машины снизится. Однако такие ситуации возникают крайне редко.
  • У въезда на участок должен быть навес, который защитит автомобиль от дождя. Частые осадки, а тем более град, высокие сугробы и снежные заносы могут нанести вред автомобилю. Поэтому стоит предусмотреть навес для машины или сделать крытым весь двор.
Итак, ознакомившись со всеми условиями, владелец участка приступит к планированию въезда.

Виды заездов на участок

Оптимальным выбором будет участок, расположенный на ровной поверхности. Но обычно участки имеют рельеф с ямами и возвышенностями, что может усложнить подъезд к ним на автомобиле.
Нередко возникает ситуация, когда в передней части участка располагается дренажная система, которая служит для предотвращения разлива паводковых и осадочных вод. Вдоль красной линии при этом проходит траншея, что затрудняет планирование и устройство въезда на участок.
Заезд может быть выполнен в различных вариантах:
  • Простой, ровный въезд. Это скорее исключение из общепринятых правил. Чтобы обеспечить удобный заезд на участок, достаточно уложить дорожное покрытие и установить ворота подходящих размеров.
  • Въезд с монтажом дренажной системы. Если изучить правила благоустройства территорий, то можно заметить, что дренажная система обычно прокладывается параллельно дороге. В связи с этим, чтобы обеспечить доступ к территории, приходится делать въезд через траншею и укладывать в неё трубу.
  • Заезд на участок через канаву. Если перед воротами находится глубокая канава, можно рассмотреть несколько вариантов организации въезда: с использованием труб, деревянных шпал или железобетонных плит. При выборе варианта важно учитывать ширину канавы и провести укрепление стенок перекрытия для обеспечения его надёжности.
  • Заезд под уклоном. Выбирая этот вариант, помните о мерах безопасности при управлении автомобилем.
Каждый из описанных способов имеет свои особенности, которые следует учитывать при организации въезда на участок как для личного автомобиля, так и для других транспортных средств, например, грузовиков или машин скорой помощи.

Варианты организации заезда на участок

Заметим, что устроить въезд под силу каждому. Для здорового мужчины это не составит большого труда. Нужны лишь время и желание. Но многие предпочитают доверить устройство въезда профессионалам, так как сами заняты. Кроме того, в этом случае не придётся разбираться в особенностях технологии, которая зависит от конкретных условий.
Специалисты разработают оптимальный план конструкции и подберут подходящие материалы, что снизит риски при эксплуатации. Кроме того, они, вероятно, смогут воплотить задуманное быстрее, чем хозяин участка.
Однако если владелец участка сам организует заезд, он может построить подъездную площадку за несколько дней. Это позволит сэкономить средства.
Прежде чем приступить к основной работе, необходимо разработать проект конструкции. Для этого важно ознакомиться с основными принципами создания подобных объектов. Можно найти фотографии уже готовых конструкций в интернете, чтобы получить представление о том, как они выглядят. Иногда подсмотренные идеи помогают сформировать собственный уникальный стиль.
Необходимо определить показатели прочности материалов. Для этого нужно учитывать предполагаемую весовую нагрузку — это вес самого тяжёлого из используемых в семье устройств плюс небольшой запас. С помощью специальных таблиц, доступных в интернете, вы сможете выполнить все расчёты самостоятельно.

Требования и необходимые действия для начала строительства заезда на участок

Первым этапом при проектировании подъездной дороги к частной территории является определение ширины заезда с учётом радиуса поворота. Важно обеспечить достаточную ширину дороги для проезда любого транспорта. Оптимальным решением будет предусмотреть ширину не менее 4 метров, чтобы избежать проблем при заезде тяжёлой техники. Это позволит минимизировать риск повреждения ворот при использовании такой техники.

Размеры транспортных средств рассчитываются заранее, учитывая, что радиус поворота большегрузного транспорта может достигать 10 метров, а длина грузовика с прицепом может составлять до 13 метров.
Необходимо расчистить подъездную территорию, удалив все лишние зелёные насаждения, которые могут помешать свободному проезду техники. Также следует убрать пни и камни. Подготовку территории необходимо провести заранее. И только после того, как все препятствия будут устранены, можно приступать к обустройству въезда на участок и установке ворот.
Владелец может сам выбрать место для въезда на территорию, но при этом необходимо соблюдать общие правила. Организация въезда должна соответствовать нормам СНиП. Есть определённые параметры:
  • Въезд на территорию участка и дорога должны быть на одном уровне.
  • Въезд необходимо строить шириной не менее 4 метров, а ширина площадки в месте примыкания к дороге должна составлять не менее 8 метров.
  • Исключаются препятствия движению транспорта по основной дороге.
  • Дренажные системы, если имеются, не должны быть затронуты.
  • Рекомендуется диаметр трубы – 30 см, длина – 4,5 м в случаях, когда в планах закладка дренажа.
  • Необходимо, чтобы уровень уклона трубы соответствовал уровню уклона траншеи.
  • Нужен дренаж в случаях, когда заезд на территорию происходит через канаву.
Прежде чем приступить к работе, необходимо изучить строительные нормы, которые применяются в данном районе и для данного типа недвижимости. Важно, чтобы после строительства подъездной площадки не увеличились плотность транспортного потока и скорость движения транспорта.

Заезд на участок без использования трубы

Иногда можно обойтись без трубы для заезда на участок, так как вода может отводиться и без неё. Чтобы исключить трубу из проекта, нужно учесть некоторые условия:
  • канава должна быть небольшой глубины. Речь идет о параметрах не более 50 см;
  • уровень участка выше, чем прилегающая местность;
  • территория располагается в зоне сухого климата, где редко выпадают осадки.
Как уже было отмечено, для обустройства заезда можно использовать железобетонные плиты, железнодорожные шпалы или деревянные и металлические материалы.
  • Перекрытие железобетонной плитой
Этот вариант самый простой. Можно закрыть неглубокую канаву плитой, и тогда подъездная дорога не испортится ещё долго. Но за доставку плиты придётся заплатить.
Чтобы улучшить качество заезда, рекомендуется укрепить края канавы с помощью бетона, щебня или камней.
Прочность покрытия повысится, если выбрать мощные дорожные плиты. Их размеры подбираются исходя из ширины канавы. Например, для этих целей подходят плиты 1П, 2П (3 × 1,75 × 0,17 м) или ПДН, то есть плиты дорожные напряженные, габариты которых составляют 6 × 2 × 0,18 м. ПДН располагают поперек преграды.
  • Технология устройства заезда из шпал
Если канава достаточно широкая, можно сделать настил из старых железнодорожных шпал. Этот способ имеет свои преимущества: он прост в исполнении и не требует больших финансовых вложений.
Даже если легковой автомобиль проедет по шпалам, они не пострадают, поскольку не рассчитаны на вес грузового транспорта. На производстве шпалы пропитывают специальными антисептическими составами, чтобы защитить их от гниения и воздействия влаги.
Шпала имеет специфический запах, который усиливается при воздействии солнечных лучей. Поэтому не рекомендуется строить детские игровые площадки и зоны отдыха рядом с железнодорожными путями, где используются шпалы.
Вы можете самостоятельно сделать заезд на ваш участок через канаву, используя шпалы. Это не так сложно. Однако у этого материала есть свои особенности. Если в регионе часто идут дожди и грунт влажный, то со временем конструкция может деформироваться, а шпалы разойдутся. Чтобы этого избежать, необходимо скрепить шпалы между собой.
  • Заезд на участок через канаву из металла и дерева
Использование металла позволит создать прочное сооружение, но этот процесс трудоёмок и дорогостоящ.

Причина в том, что необходимо приобрести новый металл, так как бывший в употреблении не обеспечит достаточную прочность. Кроме того, создание таких конструкций требует специальных навыков и опыта. Для их реализации нужно использовать технику электрической сварки, поэтому необходимо привлечь специалиста.
Зато деревянная конструкция не потребует больших затрат.

Идея этой конструкции заключается в создании из пиломатериалов аналога моста, который сможет выдержать большие нагрузки. Для этого изготавливают опоры из брёвен или бруса размером не менее 25×25 см. Затем эти опоры перебрасывают через канаву с шагом в 1,5 метра.
Затем нужно обернуть концы опор, которые соприкасаются с грунтом, рубероидом для защиты от влаги. После этого их следует обработать битумной мастикой в два слоя.

Для усиления конструкции можно уменьшить расстояние между опорами и уложить поверх них бруски меньшего диаметра. А уже после этого можно приступить к настилу досок.

Выбор трубы для строительства заезда

При укладке труб под заезд важно выбрать изделие, которое будет жёстким и устойчивым к нагрузкам. Для этого используются трубы из различных материалов, каждый из которых обладает своими уникальными свойствами, прочностью и сроком эксплуатации.
  1. Металлические. Обычно для этих целей используют стальные трубы. У этого материала есть несколько важных свойств: долгий срок службы, прочность и устойчивость к механическим воздействиям. Однако он подвержен коррозии. Металлические трубы служат для отвода воды перед въездом на участок примерно 30–40 лет. Они имеют большой диаметр и толстые стенки, что обеспечивает им высокую прочность. Поэтому даже если тяжёлая техника будет въезжать на участок несколько раз, трубы не прогнутся и водосток не пострадает.
  2. Бетонные. Трубы из этого материала часто применяют при строительстве въезда на участок. Однако они довольно тяжёлые и их сложно доставить и установить. К преимуществам таких труб можно отнести высокую пропускную способность, при этом дорожное покрытие не повреждается. Благодаря своему весу и толщине стенок они очень прочные. Но именно из-за веса и прочности их практически невозможно установить без специального оборудования. Среди недостатков стоит отметить то, что со временем бетон начинает разрушаться.
  3. Железобетонные. Эти трубы состоят из стального каркаса. На производстве их заполняют бетоном и уплотняют с помощью специальных технологий, таких как центрифугирование и вибропрессование. Железобетонные трубы бывают двух видов в зависимости от их несущей способности: до 6 и до 10 метров. При использовании таких труб необходимо сначала насыпать на грунт амортизирующий слой песка. Это поможет предотвратить поломку трубы под большой нагрузкой, например, при проезде тяжёлой техники. Кроме того, сверху придётся установить защиту, чтобы конструкция могла выдерживать большой вес. Монтаж заезда в этом случае потребует значительных усилий.
  4. Пластиковые. Эти трубы можно описать так: гофрированные, прочные, недорогие и долговечные. Они устойчивы к поломкам и коррозии. Благодаря своей конструкции, пластиковые трубы могут выдерживать большие нагрузки. Ещё одним их преимуществом является безопасность и простота использования. Для установки таких труб не требуется дополнительная техника.
Владелец участка сам выбирает материал для строительства заезда. Важную роль здесь играет сечение материала. Оно должно быть таким, чтобы пропускать грунтовые и дождевые воды в любом объёме.

Если не предусмотреть меры по предотвращению засорения трубы, особенно при большой ширине заезда на участок, строительство не будет успешным. Поэтому рекомендуется установить стальные решётки, так как вместе с водой на дорогу будет попадать грязь и мусор.
Оптимальный вариант — использовать пластиковую гофрированную трубу для создания насыпи. Бетонные изделия имеют свойство быстро разрушаться, а строительство из железобетонных конструкций может быть затруднительным. В то же время пластиковые трубы подходят как для новичков, так и для опытных владельцев, создающих заезд с помощью специальных подъемных средств.

Ещё одним преимуществом является возможность самостоятельной резки пластиковых труб. При укладке таких изделий рекомендуется использовать геотекстиль, который защитит поверхность от загрязнений, приносимых водой.
Когда владелец готов вложить значительные средства в строительство качественного сооружения, выбирают стальные трубы.
При выборе пластиковой трубы для канавы важно учесть количество её слоёв и наличие гофрирования. Особенно значима гофрированность, которая может быть только на одном или двух слоях (первый из них будет гофрированным). Не рекомендуется использовать для канавы трубу, изготовленную из вторичного сырья, так как она может быстро деформироваться.
Не стоит выбирать только гладкие пластиковые изделия. Чтобы сделать правильный выбор при покупке трубы, нужно следовать основным правилам:
  • размеры канавы;
  • механическая прочность;
  • сумма, которую можно потратить.
Полезный совет: Если вам нужно выбрать гофрированную пластиковую трубу, обратите внимание на её ребро жёсткости. После того как вы на него нажмёте, труба должна принять прежнюю форму. Если этого не произошло, лучше выбрать другую модель.

Преимущество пластика в том, что он гладкий, поэтому в трубе не скапливается мусор, который может попасть в неё вместе с водой. Однако пластик не устойчив к ультрафиолетовым лучам — это его недостаток.
Железобетон — прочный и надёжный материал, который отличается высокой степенью целостности. В настоящее время железобетонные трубы являются стандартом качества и пользуются большой популярностью.

При выборе таких труб стоит обратить внимание на изделия с классом водонепроницаемости W6 и низким уровнем водопоглощения, который не должен превышать 6% от общего веса трубы. Ещё один важный фактор — это минимальный класс морозостойкости. Рекомендуется выбирать трубы с показателем не ниже F200.
Если ваш участок находится в регионе с влажным климатом и болотистой почвой, то использование металлических труб для канализации не рекомендуется. Из-за высокой влажности изделие может заржаветь.

Порядок работ по обустройству заезда на участок с трубой

Важное правило: дренажную канаву, которая проходит вдоль участка, засыпать нельзя. Чтобы можно было проехать на участок через канаву, на её дно нужно положить трубу подходящего диаметра. Диаметр рассчитывается так, чтобы вода могла свободно проходить.

Это можно сделать несколькими способами. Мы расскажем о самом простом.
  • Сначала необходимо очистить дно и сделать его глубже. Затем следует засыпать его слоем щебня средней фракции.Далее происходит укрепление на том участке, где располагается въезд, с помощью геотекстиля.
  • Этот этап можно разделить на два этапа: укладку объёмной георешётки и засыпку её щебнем. Щебень должен слегка выступать над общим уровнем дна.
  • После этого необходимо уложить трубы. Для проезда легковых автомобилей рекомендуется использовать двухслойную гофрированную трубу с раструбом, предназначенную для наружной канализации. Она изготовлена из полиэтилена низкого давления (ПНД) и имеет диаметр 315 мм.
  • Однако для проезда грузовых автомобилей и спецтехники потребуется железобетонная безнапорная труба. Вы можете выбрать Т 40.50 или ТБ 40.50. Раструб трубы должен быть направлен против движения водного потока, а внутри него необходимо установить решётку для улавливания загрязнений.
  • На предпоследнем этапе щебенкой среднего размера засыпают участок подъезда, который находится на одном уровне с дном корыта.
  • После этого над трубой и на откосах насыпи укладывают ещё один слой объёмной георешётки. Это позволяет щебню сохранять устойчивость.
  • В завершение работ насыпают и утрамбовывают щебень, чтобы создать дорожное покрытие по всему въезду.
Для обустройства заезда подходят трубы длиной 6 и 5 метров. Трубы меньшего размера не подойдут, так как ширина дороги IV категории составляет 3 метра, а также необходимо учесть уклон насыпи и ширину бетонного ограждения.
Если по краям проезда через канаву нужно установить ограждения, через которые проходит труба, то обустройство заезда усложняется. Ограждения делают из монолитного железобетона или камня и ставят так, чтобы они служили бордюром, поднимаясь над твёрдым дорожным покрытием минимум на 10 см.

Выбор геотекстиля для заезда на участок через пластиковую трубу

Геотекстиль, также известный как геоткань, представляет собой материал, обладающий высокой жёсткостью, пористостью и упругостью. При создании заезда на участок, если используется пластиковая гофрированная труба, её покрывают этим материалом. Геотекстиль предотвращает засорение трубы и разрушение насыпи.
Кроме того, этот материал способен выдерживать неблагоприятные воздействия окружающей среды в течение длительного времени. Он не порвётся о камни в процессе возведения конструкции, так как обладает высокой эластичностью.
Важно помнить, что геотекстиль имеет разную плотность, которая может варьироваться от 100 до 600 г/м2. Для создания удобного заезда на участок рекомендуется выбрать геотекстиль с плотностью 300 г/м2.
К другим преимуществам геотекстиля можно отнести простоту в использовании: его легко резать и укладывать.

Нюансы строительства заезда на участок из габионов

Сегодня существует множество вариантов обустройства участка и идей для создания удобного заезда через канаву. Одним из таких вариантов являются габионы.

Габионы — это новый метод укрепления траншей и участков в горной местности вдоль автомобильных дорог, которые подвержены обвалу. Этот метод отличается тем, что он не загрязняет окружающую среду.

Для создания габионов потребуется щебень средней фракции и металлическая сетка с ячейками размером 2-5×2-5 см для фиксации камня. Процесс создания габионов выглядит следующим образом:
  • Очистка канавы от загрязнений проводится при минимальном уровне воды или когда её нет совсем. Сначала в канаву насыпают песок слоем 10 см. Затем укладывают геотекстиль плотностью 300 г/м2. На геотекстиль помещают трубу и накрывают её геотканью, чтобы предотвратить загрязнение дренажных отверстий.
  • Укрепление трубы осуществляется путём создания насыпи из щебня.
  • Выравнивание щебня. На этом этапе рабочий использует виброплиту, чтобы разгладить поверхность.
  • Полив площадки водой с целью её уплотнения.
  • Укрепление сооружения с помощью габионов. Рабочие укрепляют бока трубы следующим образом: они выкладывают ряд камней и затем прижимают их металлической сеткой. В завершение сетку приваривают к арматуре.
  • Важно, чтобы арматура была погружена в землю на 50–70 см. Габион должен иметь толщину 40–60 см, а его бордюр должен выступать над дорожкой на 20–30 см. Это позволит надёжно зафиксировать сетку.
Можно установить габионы вокруг траншеи на территории частного участка. Выбор остаётся за владельцем.

Ошибки при укладке труб в строительстве заезда на участок

Ошибка

Последствия

Работник помещает трубу на дно канавы, не позаботившись предварительно о подготовке основания. Изделие располагается на уровне дна.

Происходит разрушение из-за вдавливания во влажную почву после нагрузок.

Концы трубы расположены вровень с грунтом на откосе и не возвышаются.

Грунт размывает дождем, он разваливается и переносится к началу трубы, потом попадает в нее с водой.

Работник соорудил и расположил бетонную стенку на поперечных гранях трубы, не используя компенсационный зазор.

Когда происходит просадка, опорные стенки воздействуют своим весом на концы трубы. Из-за этого возникает ее деформация.

Бетонные стенки работник высоко расположил над дорожным покрытием.

В этом случае поцарапается машина, стенки деформируются от воздействия грузового автомобиля.

Работник устанавливает две трубы по 250 мм, а не одну 400 мм.

Ошибка приведет к попаданию в трубы ила, от которого будет сложно избавиться.

Труба засыпана слоем менее 40 см. Перекрытия нет.

Есть вероятность, что она сломается от воздействия грузовой машины.

Ширина переезда слишком узкая. Он находится рядом с дорогой.

Если водитель повернет на дорогу или свернет с нее, задние колеса автомобиля попадут на канаву. Тем самым они разрушат край проезда.

В мелкую канаву работник поместил трубу, а не п-образный коллектор

Труба загрязнится илом и сломается раньше времени.

Последствия
Работник положил трубу на дно канавы, забыв подготовить основание. Труба находится на уровне дна.
  • Разрушение происходит из-за вдавливания во влажную почву под воздействием нагрузок.
  • Концы трубы находятся на одном уровне с грунтом на откосе, они не выступают над поверхностью.
  • Дождевая вода размывает грунт, который затем разрушается и перемещается к началу трубы, а затем попадает в неё вместе с водой.
Работник установил бетонную стену на торцах трубы, не оставив компенсационного зазора.
  • При просадке грунта опорные стенки оказывают давление на концы трубы, вызывая её деформацию.
  • Сотрудник установил бетонные ограждения высоко над дорожным полотном.
  • В этом случае автомобиль получит царапины, а стенки могут деформироваться от удара грузового автомобиля.
Работник устанавливает две трубы по 250 мм, а не одну 400 мм.
  • Ошибка может привести к попаданию ила в трубы, и тогда от него будет трудно избавиться.
  • Труба засыпана слоем менее 40 сантиметров. Отсутствует перекрытие.
  • Есть опасность, что она может сломаться из-за воздействия грузового автомобиля.
  • Переезд слишком узкий. Он расположен рядом с дорогой.
  • Если водитель повернёт на эту дорогу или свернёт с неё, то задние колёса автомобиля попадут в канаву, разрушив край проезда.
  • Сотрудник установил трубу в небольшой желоб, а не в п-образный коллектор.
  • Труба засорится илом и выйдет из строя раньше положенного срока.

Тонкости обустройства заезда под уклоном

Обычно заезд на участок, который находится под уклоном, делают в виде пандуса, плавно переходящего в дорогу.

Важно учитывать, что длина заезда не должна превышать 5 метров. Если уклон высокий, то подъездную дорогу следует делать длиннее. Оптимальный угол наклона составляет 25 градусов, но в зависимости от конкретной ситуации на участке эти значения можно скорректировать. Однако рекомендуется придерживаться этих норм.
Чтобы построить бетонный пандус, необходимо выполнить следующие шаги:
  • Создать эскиз будущей конструкции и внимательно изучить особенности съезда. После того как план будет готов, можно приступать к земляным работам. Сначала необходимо снять верхний слой земли и выровнять поверхность грунта.
  • Сформировать защитную подушку. Для защиты сооружения используется смесь песка и гравия, которую насыпают в углубление слоем примерно 5–10 см.
  • Чтобы усилить конструкцию, можно использовать металлическую сетку в бетоне. Если склон небольшой, то для обозначения подъездного пути можно установить бордюр.
  • Залить бетоном. Важно создать дорожку за один этап работы, не позволяя бетону затвердеть преждевременно.
  • Необходимо провести отделочные работы. Бетонную смесь следует оставить на некоторое время (обычно на несколько суток), чтобы она полностью затвердела. После этого поверхность выравнивают с помощью болгарки и покрывают плиткой пандус.
Можно уменьшить угол наклона, увеличив длину пути заезда. Если вы хотите сделать въезд на свой участок безопасным, то рекомендуется проложить подъездной путь вокруг дома. Это оптимальное решение в случае, если ваша частная территория имеет неровности и нет возможности её выровнять.

Примерная стоимость обустройства заезда на участок

Цена зависит от стоимости материалов, включая расходы на их доставку. Также в стоимость входят затраты на оплату труда работников.
Есть и другие факторы, которые влияют на стоимость обустройства заезда. Например, это размеры канавы, тип выбранного сооружения, а также необходимость использования специальной техники.
В 2021 году средняя стоимость простого переезда, включающего в себя пластиковую трубу, отсыпку из щебня и песка, составляла около 30 000 рублей.
Владельцу участка рекомендуется пообщаться с представителями различных строительных организаций. Это поможет ему получить точную стоимость работ на основе всех имеющихся данных. Такой подход облегчит процесс принятия решения.
Грамотно оборудованный въезд на участок — залог комфортного проживания в частном доме. Можно воспользоваться услугами специалистов или выполнить все работы самостоятельно. В любом случае важно соблюдать установленные правила.