Труба в канаву на заезд к участку: как правильно проложить
2020-06-12 17:22
Выбор трубы в канаву на заезд к участку
Проблема скопления воды в канаве не решается простым засыпкой её землёй, так как вода может размывать насыпь. Более эффективное решение – укладка трубы в канаву для заезда на участок.
Сначала в ров укладывают одну трубу или несколько труб, соединённых между собой. Это обеспечивает хороший дренаж и постоянный отвод воды. Затем над проточным каналом создают насыпь, чтобы обеспечить проезд транспорта к участку со стороны трассы.
Хотя эти работы могут показаться простыми, они требуют ответственного подхода и тщательного проектирования.
При этом учитывается, что:
трубопровод должен обладать большой прочностью, так как для проведения строительных и иных работ на участке используется тяжелый транспорт. Например, грузовик, самосвал (30 т с учетом груза);
диаметр трубы определяется исходя из объема собирающейся воды и параметров траншеи: либо ров глубиной 1 м и шириной 2 м, либо промоина;
финансовые расходы формируются с учетом цен на материалы, доставку и монтаж.
Не стоит забывать, что длинная и узкая труба, ведущая в канаву на въезде на участок, может создавать проблемы при очистке из-за частых засоров.
Гофрированная пластиковая труба в канаву
В настоящее время это популярный и надёжный материал. Он представляет собой трубу, которая может быть изготовлена из высокоплотного первичного полиэтилена или полипропилена. Её диаметр составляет от 200 до 1000 мм, а длина – от 1 до 6 метров. Трубы имеют две монолитно спаянные стенки толщиной от 22 до 140 мм.
При производстве пластиковых труб не используется вторичное сырьё, так как это может привести к потере упругости даже при небольшом добавлении в первичный материал.
Чтобы проверить, есть ли примеси в гофрированной трубе, которую вы планируете проложить в канаву на заезд к вашему участку, перед укладкой в траншею надавите на её ребро. Если примесей много, вмятина от нажатия не вернётся в исходное положение.
Чтобы сделать стенки трубы более прочными и толстыми, не увеличивая при этом количество сырья, вес изделия и, следовательно, его стоимость, производители используют гофрослой. Это лёгкий защитный каркас, который обеспечивает пружинистый эффект. Благодаря этому эффекту труба сохраняет свою форму и целостность даже при воздействии внешних нагрузок.
SN (nominalstiffness) — это показатель жёсткости пластиковых труб, который учитывается при расчётах их укладки в соответствии с параметрами объекта строительства. Он определяет прочность трубы, степень её деформации под давлением на квадратный метр, а также глубину закладки трубы, которая может составлять от 2 до 8 метров. Значения SN могут быть 4, 6, 8 и 16 кН/м².
В холодное время года, когда грунт замерзает, а по дороге проезжает транспорт, происходит небольшое изменение формы трубы, уложенной в канаву у въезда на участок. Это связано с давлением грунта и транспорта. Однако благодаря своей упругости материал возвращается в исходное состояние при температуре не ниже –50 °C.
Внутренняя поверхность трубы гладкая, что значительно облегчает её очистку. Если труба расположена строго горизонтально, то обслуживание не вызывает сложностей, так как мусор и ил не прилипают к стенкам. Если же есть уклон, то свободно стекающая вода способствует самоочищению внутренних поверхностей.
Гофрированная пластиковая труба отличается доступной ценой и привлекательной стоимостью по сравнению с аналогами. Её преимущества включают лёгкость, устойчивость к окислению и воздействию большинства химических веществ, отсутствие коррозии. Труба может использоваться при температуре от -35 до +75 градусов Цельсия, она не деформируется и обладает высокой кольцевой жёсткостью — 6-8 кН/м2. Этот показатель означает, что трубы можно применять даже в местах с интенсивным автомобильным движением, где постоянно проезжает тяжёлая техника.
Срок службы этих изделий составляет более 50 лет. Они идеально подходят для использования в дренажных системах, включая трубы, которые прокладываются на въездах к участкам.
К другим преимуществам можно отнести простоту транспортировки и монтажа без использования подъёмно-транспортного оборудования (ПТМ), что снижает трудозатраты. Возможно, монтаж можно будет выполнить самостоятельно. Также конструкцию легко регулировать по длине: для этого достаточно нарезать её или нарастить с помощью соединительных муфт из других материалов.
Недостатком гофрированных труб, которые используются для создания заезда на участок, является их уязвимость к воздействию пламени и ультрафиолетового излучения. Некоторые производители не учитывают этот фактор.
Железобетонная труба в канаву на заезд к участку
Этот вид труб пользуется большим спросом для обустройства заезда на участок. Они отличаются прочным внешним видом и широко применяются в строительстве.
Изделие представляет собой конструкцию из армирующего каркаса (проволоки или арматуры), соединённого с бетоном марки М 350. Это предотвращает коррозию металла. Производство осуществляется двумя методами: центрифугированием или вибропрессованием. Второй метод позволяет получить более прочные и гладкие изделия.
Параметрами безнапорной железобетонной трубы для канавы могут быть: диаметр – от 300 до 1200 мм, толщина стенки – от 140 до 400 мм, длина – 2,5-5 м, вес – от 0,5 до 5 т.
Стандартизированный класс жесткости при сжатии указывается следующим образом:
В30 – 1, 2, 3 группы несущей способности (высота грунтовой насыпи 2, 4, 6 м над трубой);
В40 – 4, 5 группы несущей способности (высота грунтовой насыпи 8, 10 м над трубой).
Показатели бетона: водонепроницаемости (W6), водопоглощение (не выше 6 % по массе), морозоустойчивость (F200).
Именно качество бетона обеспечивает устойчивость трубопровода к деформации при воздействии воды внутри трубы (при поглощении и испарении, а также при замерзании и оттаивании).
Параметры железобетонной трубы в канаву на заезд к участку: высокая прочность, устойчивость к нагрузкам (статичным, динамичным) и агрессивному химическому, биологическому воздействию, стабильность формы, отсутствие окисления и коррозии, гладкость внутренней поверхности, жаростойкость, температура эксплуатации от -60 °С до +200 °С, срок эксплуатации до 100 лет.
Среди недостатков железобетонных труб можно отметить их значительный вес и габариты. Это означает, что для их транспортировки и укладки требуется использование специальной техники. А это, в свою очередь, влечёт за собой дополнительные расходы и необходимость привлечения квалифицированных специалистов, поскольку такие работы невозможно выполнить самостоятельно.
Планировка грунта на заезде к участку
Чтобы грузовой автомобиль мог свободно проехать, ширина заезда должна быть не менее 4 метров. С обеих сторон от заезда необходимо предусмотреть защитную зону шириной в один метр. В этой зоне эксплуатационное давление должно быть достаточно низким.
Длина труб, которые производит завод, идеально подходит для создания дренажной системы на участке с шириной проезда 6 метров. Эти трубы можно использовать для обустройства канавы на заезд к участку.
На этапе планирования определяется профиль канавы без изгибов, сужений и с учётом ширины заезда. Обычно траншею делают в форме перевёрнутой трапеции с плоским дном.
Ширина траншеи может варьироваться от 40 сантиметров до одного метра в зависимости от диаметра прокладываемой трубы. Дно траншеи представляет собой прямоугольный приямок глубиной примерно 25 сантиметров. Это необходимо для создания несжимаемой подложки, которая предотвратит затягивание трубы в почву.
В процессе работы необходимо постоянно корректировать стенки траншеи. До тех пор, пока разница между сторонами канавы не достигнет 20–30 сантиметров, это можно делать с помощью уже выкопанного грунта. А когда разница станет больше, корректировку следует производить только свежей землёй.
Если разница больше, то для выравнивания поверхности в верхней части используется кварцевый щебень размером 30-35 миллиметров. При этом слой щебня должен быть толщиной более одного сантиметра.
Оставшийся грунт можно использовать для проведения ландшафтных работ.
Обустройство дренажного канала под трубу
Необходимо увеличить размер защитной зоны, для чего в стенках траншеи делают специальные прорези по 0,5 метра по обеим сторонам насыпи, доходя до её самой высокой точки.
Если ширина рва превышает пять метров, то на ровном участке дополнительно углубляют ров примерно на 50 сантиметров и засыпают это углубление слоем дорожного щебня толщиной 50 сантиметров. Чтобы поддерживать постоянную глубину рва, около 60 сантиметров, зарезы также засыпают этим щебнем.
Дополнительно через всю ширину въезда создаётся проточный канал. Его нижний край либо располагается ниже дна канавы, либо находится на одном уровне с ней. Для этого используется футерованная металлическая труба диаметром от 30 до 50 сантиметров.
Трубы обязательно окрашиваются или покрываются битумной мастикой. Чтобы предотвратить засоры, края труб, выходящих в канаву на въезде на участок, закрываются сварной решёткой с ячейками размером не более 15 см.
Чем больше диаметр траншеи для укладки трубы, тем меньше вероятность её затопления. Если вы планируете обслуживать систему, то для заезда на участок диаметр траншеи должен быть не менее 0,6 метра.
При создании траншеи большого размера могут применяться железобетонные кольца, оснащенные специальным замком-четвертью, или П-образные изделия из бетона. Как и при прокладке теплотрассы, в данном случае лотки устанавливаются в перевёрнутом виде.
При проектировании канала учитывается его ширина, которая определяет форму рва. Диаметр трубы должен быть меньше ширины дна перевернутой трапеции. Разница в размерах обычно составляет примерно 30–40 сантиметров.
Необходимо учесть, что при значительном уклоне проточная цилиндрическая конструкция должна быть установлена строго горизонтально. Больший диаметр цилиндра компенсирует разницу в уровнях.
Этапы укладки трубы в канаву на заезд к участку
При установке трубы в канаву, ведущую к участку, необходимо строго соблюдать технологию. Это позволит воде проходить через водопровод, а не подмывать грунт. Кроме того, правильная установка гарантирует долгий срок службы системы с минимальными затратами на обслуживание.
Обычно при строительстве заезда выбирают более удобную для прочистки трубу диаметром от 0,35 до 0,5 метра, а не 0,2 метра. Повторное использование бывших в эксплуатации труб нецелесообразно, поскольку нет информации об их состоянии и условиях эксплуатации.
расчистка, выравнивание дна и формирование покатых откосов углубления;
выбор/покупка трубы в канаву на заезд к участку.
Работы перед укладкой:
Необходимо укрепить стенки и дно канавы геотекстилем, чтобы конструкция держала форму и не размывалась, а также чтобы материалы насыпи не смешивались с грунтом.
Первый слой насыпи нужно сделать на дне траншеи в обозначенных границах. Толщина слоя должна быть 20 см, а материалом может служить песок или песчаная смесь.
Если грунт на дне траншеи нестабильный, можно углубить её на 10–15 см и засыпать щебёнкой.
Если в канаве будет застаиваться вода, нужно создать из песка небольшую горку над дном траншеи. Горка должна быть с уклоном в 2 см, чтобы обеспечить сток воды. Это решение также поможет предотвратить усадку.
Укладка трубы диаметром 500 мм по центру траншеи:
Чтобы избежать попадания ила в трубу, можно выкопать углубление размером 30 сантиметров в том месте, где труба заканчивается, и засыпать его гравием.
Изначально для удержания насыпи можно также проложить досками обе стороны заезда, а в дальнейшем залить их бетоном. Концы трубопровода остаются открытыми.
Работы по формированию насыпи:
Чтобы нагрузка равномерно распределялась по всей поверхности трубопровода, его засыпают песком и утрамбовывают вручную. Над трубой должно остаться не менее 30 см свободного пространства.
Далее следует слой мелкого щебня (примерно 20 см), который также надо выровнять и утрамбовать.
После этого кладется гравий.
В последнем слое используется песок или мелкий щебень.
В результате насыпь из сыпучих материалов достигает не менее полуметра. Прежде чем заливать бетон или укладывать асфальт, нужно подождать, пока песок, гравий и щебень осядут. Затем ямы выравнивают с помощью щебня.
Бетонирование боковин заезда. При этом обязательно трубные концы остаются открытыми (месяц бетон застывает).
Чтобы в трубу, которая ведёт к участку, не попадал мусор и листья, а также чтобы не нужно было постоянно очищать её от засорений, на торцах трубы устанавливают металлические сетки.
Срок службы трубы в канаве, ведущей к участку, зависит от нескольких факторов. Важны характеристики самой трубы, а также правильность её укладки.
В статье описан стандартный метод монтажа трубы в канаву. Однако существует множество различных способов установки, но все они основаны на создании эффективного дренажа и отводе воды с участка. Кроме того, такое сооружение обеспечивает беспрепятственный проезд транспорта.